Несколько лет назад сам задавался подобными вопросами, но потом они сами как-то отпали, поэтому поделюсь своими соображениями
Среда разработки вопрос второй, если не десятый. Самое главное - знать язык. Если знаешь его хорошо, то достаточно легко перейдешь на другую среду, ведь язык-то тот же! единственное к чему придется привыкать это к библиотекам компонентов. Но опять же все очень похоже, ибо работает по одним и тем же законам. Я думаю можно легко привыкнуть писать вместо TButton CButton или QButton =) Ну и к интерфейсу, конечно, привыкать придется. Но это мелочи, т.к самое сложное в программировании это проектирование программы, определение ее структуры, а это никак не связано со средой (хотя может быть связано с библиотеками компонентов, но не всегда).
по моему опыту если заказчику нужна программа под Windows то тут C++ Builder в самый раз и синтаксис приятный и возможности не хилые
надо думать это потому, что кроме билдера ничего другого не пробовал) Человек, который все время пишет на вижеле тоже самое скажет про свою среду.
Насчет синаксиса - в вижеле он такой же как и в билдере. Возможности одинаковые, не могу представить себе программы которую можно написать на вижеле, но нельзя на билдере или наоборот) Возможно будет разница в скорости работы, но куда большее влияние на производительность оказывает кривизна рук программера)
имхо в чем билдер реально проигрывает - это в возможности применения сторонних компонентов. Очень многие заточены под вижел и далеко не все могут работать с билдером, сталкивался с этим несколько раз.
Лично я планирую отходить от билдера в сторону кросплатформенных сред и библиотек, в блжайшее время начну щупать qt =)